Принципы действия систем ABS и ASR

Принципы действия систем ABS и ASR

Когда заводят речь о огромном количестве дорожно-транспортных происшествий на путях нашей страны, в первую очередность, их причинами считают скверное состояние дорожного полотна и низкую дисциплину водителей. При всем при том сложно допустить, что в условиях, когда сцепление колеса с опорной поверхностью вдали от оптимального (а при нашем климате такое расположение можно вычислять скорее нормой, чем исключением, водители в состоянии ежесекундно контролировать нелегкий автопоезд на всех режимах, охватывая разгон и торможение. Ход автопоезда по скользкому покрытию требует постоянных безошибочных действий, а малейшая оплошность зачастую приводит к неудачи.

Нынешний уровень техники позволяет оснастить машины системами, уменьшающими постоянное усилие водителя при езде по скользкой дороге и облегчающие его работу. Данные системы, работающие в автоматическом режиме, намного, порой на порядок, превышают реальные возможности человека в управлении тяжелым транспортным средством в сложных дорожных условиях, способствуют повышению эффективности перевозок и не требуют трудоемкого обслуживания. Посреди них антиблокировочная (ABS) и противобуксовочная (ASR) системы, разработанные концерном BOSCH для тяжелых автопоездов.

Колеса должны вращаться…
В основе работы ABS лежит принцип оптимального соотношения промеж коэффициентом сцепления колеса с дорогой и его относительным проскальзыванием. При относительном проскальзывании 15-30% сцепление становится наибольшим, после чего начинает грубо убавляться. Как раз это значение проскальзывания обеспечивает сразу и максимальную эффективность, и достаточную безопасность торможения.

Сцепление колес с опорной поверхностью зависит и от состояния дороги и от характеристики шин. Отметим также, что противодействие колеса боковым силам уменьшается при возникновении проскальзывания. Как раз оттого, автомобиль так нетрудно входит в занос, теряя курсовую стабильность. Изначальной причиной заноса может сделаться неровность дороги или легкая асинхронность торможения по правому или левому борту. Употребление ABS на автомобиле (автопоезде) дает возможность сберечь стабильность его движения при торможении в сложных дорожных условиях, в дополнение тормозная эффективность существенно улучшается.

…однако не чрезмерно стремительно
Противобуксовочные системы (ASR) дополняют ABS. Они предотвращают буксование колес в тяговом режиме, поддерживая данные колеса и (или) воздействуя на работу двигателя. Поддерживая буксование колес на оптимальном уровне, данные две системы (нередко сведенные в одну) способствуют повышению разгонной динамики, устойчивости и проходимости транспортных средств на скользких путях. Соответствует Директивам ЕЭС автопоезда и междугородние автобусы в обязательном порядке должны оснащаться ABS и ASR. Мало-помалу они находят использование и на автомобилях, выпускаемых в СНГ.

Концерн BOSCH с 1987 года поставляет ведущим авиастроителям антиблокировочную систему, объединенную с противобуксовочной и предназначенную для установки на грузовых автомобилях, автопоездах и автобусах.

Главные компоненты системы — это датчики угловой скорости колес, модуляторы изменения давления воздуха в магистралях, электрический блок управления, электроклапан, 2 двух магистральных пневмоклапана и электронная организация управления рейкой топливного насоса дизеля, которую порой именуют также «электронной педалью акселератора».

Во время работы системы все ее элементы всегда само диагностируются, а при возникновении неисправности шофер информируется сигнальной лампой. Помимо этого, при включении в работу ПБС на панели приборов загорается специальная лампочка.

Индуктивно-частотный датчик угловой скорости устанавливается на ступичном узле колеса так, что вблизи с ним с минимальным зазором вращается зубчатый ротор или перфорированное кольцо, закрепленное на тормозном барабане. Датчик являет собой катушку индуктивности, в которой наводится электрический ток, частота которого пропорциональна угловой скорости колеса, и вдобавок количеству зубцов или просечек ротора. Обработку сигнала ведет блок управления — электрический «интеллект» системы, отслеживающий, в свою очередность, моменты блокировки колес. От «мозга» исходят команды модуляторам на трансформирование давления воздуха в пневмосистеме привода тормозов авто.

Модуляторы служат для управления давлением торможения. Собственно как раз они и есть главные устройства системы, не позволяющие колесам «шагать юзом». И расклад о их работе означает по сути дела расклад о работе всей ABS. Одноканальные модуляторы легче размещаются на автомобиле и обеспечивают независимое управление тормозным давлением для каждого колеса машины. Комфортны они и в комплексной системе ABS/ASR.

В тормозном приводе одноканальный модулятор устанавливается в пневмопривод промеж главным тормозным краном и тормозной камерой рабочего колесного тормоза. Помимо того, пневмоканал модулятора могут сообщаться с атмосферой. Устройство имеет 2 пневмоклапана и 2 электроклапана. Пневмоклапаны, выполненные в виде подпружиненных диафрагм, в нормальном положении закрыты. 1 электроклапан в нормальном положении закрыт, другой — открыт. При торможении без срабатывания ABS атмосфера из тормозного крана перемещает диафрагму, преодолевая напряжение пружины и сквозь пневмоклапан поступает в тормозную камеру. В дополнение другой пневмоклапан удерживается в закрытом положении давлением воздуха, прошлого через канал в корпусе модулятора и электроклапан. При растормаживании атмосфера проходит от тормозной камеры к крану через пневмоклапан. Модулятор обеспечивает трехфазный порядок работы ABS.

— При отсутствии напряжения на электроклапанах обеспечивается порядок нарастания давления в тормозной воздушной магистрали.
— При подаче напряжения на электроклапан происходит выдержка давления в тормозной камере, потому что атмосфера поступает в диафрагменную полость пневмоклапана и удерживает его в закрытом положении из-за разности рабочих площадей слева и с правой стороны у диафрагмы. Если в данный миг шофер отпускает тормозную педаль, то растормаживание произойдет несмотря на то, что пневмоклапан закрыт. Атмосфера из тормозной камеры выходит через атмосферный выход модулятора и пневмоклапан, тот, что открывается из-за выпуска воздуха из его диафрагменной полости через тормозной кран, канал в корпусе и электроклапан.
— Режим уменьшения давления при работе ABS учитывается при одновременной подаче напряжения на оба электроклапана. В этом случае пневмо клапан 3 открывается. Атмосфера выходит из тормозной камеры через атмосферное дыра модулятора.

Важнейшая характеристика модуляторов — частота цикла; число каналов управления зависит от числа осей авто.

Противобуксовочная организация BOSCH осуществляет 2 режима работы: подтормаживание ведущего колеса и (или) уменьшение мощности двигателя с помощью «электронной педали». ASR начинает трудиться, если блоком управления зафиксировано скольжение ведущего колеса (или нескольких колес) в тяговом режиме. Когда скольжение превысит определенные границы, подается натуга на электроклапан (или электроклапаны) ASR и модулятор ABS соответствующего колеса.

Электроклапан ASR Bosch выполнен сдвоенным, с частями, работающими самостоятельно приятель от друга. Вход электроклапана подключен к ресиверу посторонних покупателей. Выходы чрез двухмагистральные клапаны соединены с тормозными камерами ведущих колес, и наконец, есть выходы в атмосферу. В электроклапане имеются 2 стандартно закрытых пневмоклапана, которые открываются штоками поршней. При поступлении тока в любую из оболочек соответствующий сердечник закрывает атмосферный выход и в то же время пропускает атмосфера от входа к поршню. Пневмоклапан открывается и атмосфера проходит к выходу, а потом в тормозной привод авто, благодаря чему колесо притормаживается. При обесточивании обмотки пневмоклапан закрывается пружиной.

Подтормаживание производится лишь при скорости автомобиля до 30 км/ч во избежание перегрева тормозов и при буксовании лишь только одного из ведущих колес. В случае буксования нескольких колес на всякий скорости, и при буксовании одного из колес при скорости авто свыше 30 км/ч блок управления уменьшает мощность двигателя с помощью «электронной педали акселератора». На дороге с разными коэффициентами сцепления для колес правого и левого борта ASR действует аналогично блокировке дифференциала, подтормаживания буксующее колесо.

Применение комбинированной системы ABS/ASR концерна Bosch привело к повышению безопасности движения при перевозке людей автобусами. Факты указывают на сокращение числа и продолжительности задержек в пути, убавление износа их шин, резкое снижение утомляемости водителей при езде в тяжелых дорожных условиях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *